Законность использования в печатях и штампах государственной символики
Изображение различной символики на печатях и штампах, призванной графически (в виде знаков, символов, эмблем или гербов) обозначить своего владельца, является традиционным и исторически неразрывно связано с появлением и использованием самих печатей. Назначение печатей, как известно, заключается в удостоверении подлинности документа, который она скрепляет, в придании ему юридической силы.
Использование на печатях современной официальной символики государственной, региональной, муниципальной достаточно жестко регламентировано, однако практика показывает, что законодательно установленные рамки употребления официальных символов на печатях часто нарушаются. Незаконное использование государственной, региональной и муниципальной символики на печатях не только ставит под сомнение законность применения такой печати и скрепленного ею документа, но и влечет административную (а в некоторых случаях и уголовную) ответственность владельцев таких печатей. В свою очередь штрафные санкции к обладателю печати со стороны контрольно-ревизионных и право-охранительных органов часто оборачиваются судебными исками к изготовителям штемпельной продукции.
Тем не менее, случаи нарушения действующего законодательства в сфере использования официальной символики на печатях чаще всего обусловлены не злым умыслом обладателей и изготовителей, а элементарным незнанием правовых аспектов, что, как известно, всё равно не освобождает от ответственности. Необходимо также отметить, что контроль за использованием официальной символики в последнее время усиливается не только на государственном уровне, но и на региональном.
Герб России установлен Конституцией Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием).
Ст. 70 п.1. «Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом».
Федеральным конституционным законом «О государственном гербе Российской Федерации» № 2-ФКЗ от 25 декабря 2000 г. (в редакции Федеральных конституционных законов от 09.07.2002 № 2-ФКЗ и от 30.06.2003 № 1-ФКЗ) установлен порядок использования государственного герба. Вот некоторые выдержки, имеющие отношения к нашей теме.
Ст. 4. «Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния».
Здесь необходим комментарий, указывающий на наиболее распространенные ошибки. Из этой статьи закона, например, следует, что само по себе наличие в названии организаций, учреждений и предприятий слов «государственный» или «российский» отнюдь не означает, что данные юридические лица имеют основания размещать на своих печатях государственный герб. В частности, учреждения культуры, другие бюджетные организации, не имеют право использовать на печатях герб РФ только потому, что их учредителями являются органы государственной власти. Это положение закона также совсем не означает, что органы, организации и учреждения, наделенные отдельными государственно-властными полномочиями могут использовать исключительно гербовую печать. Печать с гербом РФ такие органы обязаны применять исключительно для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, определенных законодательством, во всех остальных случаях (если таковые имеются) они должны применять другие печати, содержащие их собственную символику или (при отсутствии таковой) текстовые обозначения этих органов.
Ст. 8. «Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации. Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций».
Нормы этой статьи запрещают попытки использования герба РФ в сочетании с другими символами в упрощенном или искаженном виде. Переделки, направленные на придание «непохожести» основному государственному символу, связаны чаще всего с вариациями прорисовки двуглавого орла, с лишением его отдельных деталей и атрибутов, с заменой изображения в щите на груди орла, либо сочетающие всё перечисленное. Однако существующие геральдические нормы и правила позволяют усмотреть в подобных компилятивных подделках использование государственного герба Российской Федерации как раз «в качестве геральдической основы», что напрямую запрещено законом.
При проведении экспертиз на предмет идентичности с гербом РФ применяются также критерии «сходства до степени смешения», определяемые не только изобразительной похожестью герба, но и контекстом использования символа. Наработанная правоприменительная практика проведения геральдических экспертиз (как Геральдическим советом при Президенте РФ, так и региональными геральдическими органами на основе практики Совета) позволяет усмотреть в любом двуглавом орле сходство до степени смешения с государственным.
Ст. 11. «Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Законодательством предусматривается административная ответственность за незаконное использование государственного герба и уголовная за подделку печатей с изображением Государственного герба. Уголовный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25 июля 2003 года № 112-ФЗ):
Ст. 327. «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
1. Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, - наказываются лишением свободы на срок до четырех лет».
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (принят Госдумой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года).
Ст. 17.10. «Незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации.
Использование Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Феде-рации в нарушение установленных правил - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда».
Другие нормативно-правовые акты, устанавливающие право на использование государственного герба на печатях и/или регламентирующих возникновение (или прекращение) такого права приведены ниже.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 года N 3266-1, с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 декабря 2006 г.)
Ст. 33. «Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения.
Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации».
Частью 4 Гражданского кодекса РФ (утверждена федеральным законом №230-ФЗ от 18 декабря 2006 г.) установлено, что с момента утверждения гербы объектом авторского права не являются (ранее эта норма была установлена статьей 8 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»).
Ст. 1259, п. 6.2 «Не являются объектами авторских прав <…> государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований».
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (от 17 января 1992 г. № 2202-1, с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 декабря 2006 г.)
Ст. 53. «Печать органов и учреждений прокуратуры.
Органы и учреждения прокуратуры имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и полным наименованием учреждения».
Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о нотариате» (от 11 февраля 1993 года № 4462-1 с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 декабря 2006 г.).
Ст. 11. «Личная печать, штампы и бланки нотариуса.
Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы».
Согласно ст. 7 «Символика политических партий» ФЗ «О политических партиях» (от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ, с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 декабря 2006 г.) «…символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств».
Практические и законодательные аспекты использования Государственного герба обобщены Геральдическим советом при Президенте РФ и утверждены в виде рекомендаций. Использование государственного герба на печатях федеральных министерств и ведомств, а также геральдических знаков и эмблем этих ведомств установлено указами и распоряжениями президента РФ, постановлениями правительства РФ.
Региональное и местное законотворчество в сфере создания, утверждения и использования официальных символов субъектов РФ и муниципальных образований регламентируется федеральным законодательством и находится в ведении Геральдического совета при Президенте РФ. Региональные и местные нормативные акты достаточно четко определяют случаи использования официальной символики, в том числе и на печатях и штампах.
Важно отметить, что любое воспроизведение гербов субъектов РФ и гербов муниципальных образований (по аналогии с государственным гербом России и на основании геральдических правил), независимо от их размеров, техники исполнения и назначения, должно точно соответствовать их геральдическому описанию. Вся официальная символика после ее утверждения представительными органами субъектов РФ или муниципальных образований подлежит государственной регистрации в государственном геральдическом регистре, о чем выдаются свидетельства установленного образца.