Поиск

 Участник электронных торгов

Контакты

Геральдика

 

С чего все начиналось Петр I: Генеральный регламент, от 28 февраля 1720 г. История резиновых штампов Что такое сфрагистика? Экслибрис
Геральдика Штампы, Оснастки, Визитные карточки Фамильные печати Древний Ближний Восток, Древняя Греция и Рим, Восточная Азия Печати Духовенства

 

Геральдика — наука, описание истории гербов. Геральдика — изучение и составление гербов. Геральдика — наука, изучающая гербы как источники истории. Геральдика —  искусство. Геральдика непосредственно связана с секретарским делом. Печати - это неотъемлемая часть в работе секретаря-референта.

Герб – (польск. Herb нем. Erbe наследство) отличительный символ государства, знак города, рода, сословия изображаемый на флагах, печатях, монетах и т. д. 

1ым герб, о котором свидетельствует история в Европе, является герб на щите Жоффруа, графа Анжуйского, упоминаемый под 1127 годом. В те времена, большинство населения и крестьян было неграмотно. Дворяне и рыцари решили, что очень удобно будет использовать для своих печатей герб, печатями они подписывали свои документы. Вот почему считается, что именно геральдика положила начало существованию печатей, как удостоверений подлинности документа. 

Из истории геральдики

 

Составление гербов — это настоящее искусство. В середине ХII в. появились геральдические символы, которые переходили по мужской линии по наследству, эти символы выступали в роли как бы отчества и идентифицировали средневекового рыцаря. Рыцарь, облаченный в доспехи, ни как не опознавался, ни товарищем по оружию, ни врагом. Первоначально геральдические живописные символы изображались на щитах, потом те же символы писались на плащах, далее на оружие (англ. слово «герб» и «оружие» обозначаются одним словом «arms»). Многочисленные рыцарские турниры немало способствовали  распространению гербов. Они по всей Европе распространили моду на геральдические символы и эмблемы . 

Турнир — (от нем. Turnier), в средневековой Западной Европе, военное состязание рыцарей. Такие состязания прекратились в XVI веке в большинстве стран . 

Зачастую носители гербов выбирали их по собственному усмотрению, повторения гербов стало частым явлением и стало очевидно, что в использовании гербов нужно срочно навести порядок.  Контроль за применением гербов был поручен знатным дворянам (герольдам) и приближенным короля. Для регулирования использования гербов и слежения за тем, чтобы они не повторялись, дворяне разработали очень четкую и строгую систему. 

Герольд — (от нем. Herold), в Западной Европе в средневековье - распорядитель на торжествах, глашатай, церемониймейстер при дворах крупных феодалов и королей, рыцарских турнирах и т. д. 

Вначале гербы выдавались только от имени Королевского дома, гербы были как знаки отличия и символы высокого статуса. К середине XV века эта честь, была распространена и на священников, богатых купцов и аббатов. В Англии существовало 3 ранга лиц, которые имеют право определять герб: короли гербов, герольды и пурсуиванты (ученики герольдов). Короли гербов разделялись на 3 категории:  Кларенсо (в честь герцога Кларенса), Гартер (от англ. «подвязка»), и Норрой и Ольстер (титул был создан в 1943 г.). 6 герольдов до сих пор называются Виндзор, Честер, Сомерсет, Ричмонд,  Йорк и Ланкастер. 4 пурсуиванта носят имена: Блюмантл, Портсулли,  Руж Драгон и Руж Круа. В Шотландии  главным человеком является "Лорд Лев" — царь гербов. А Герольды носят имена: Албани, Ротсей, Марчмонт, а пурсуиванты называются — Каррик, Дингвалл, Кинтайр и Уникорн. 

ГЕРБ говорит

 

В Британии языком геральдики является блазон. Этот язык был создан герольдами как язык, который позволяет точно и подробно описать герб. Блазон - это смесь французских слов, именно ими пользовались потомки англосаксонских завоевателей и норманнских. 

Главные составляющие гербов 

Базовыми элементами являются основные детали экипировки рыцаря, в которой он будет принимать участие в турнире или в сражении: шлем, щит, крест или гирлянда, одеяние, так же базовыми элементами являлись поддерживатели щита и девиз. 

Но самым важным элементом герба всегда являлся щит. На протяжении многих веков щитом пользовались как для защиты, так и для демонстрации своих символов.

2ым по значению являлся крест (от лат. crista -«петушиный хохолок»). В геральдике так обозначается эмблема или украшение на шлеме. Но иногда так неверно называют герб, хотя иногда бывают гербы без крестов, а крест без герба просто невозможен. Очень часто фигура на кресте дублировала то, что изображено на щите.  Птицы, животные, части человеческого тела, например - согнутая рука, были часто в употреблении, хотя иногда встречались изображения неодушевленных предметов, таких как, ковш или цепь. 

Эмблема – (гр. Рельефное украшение) это условное изображение понятия или идеи. 

Грифон — фантастическое животное в мифологии с туловищем льва, головой льва или орла и орлиными крыльями. 

Гриф — (от франц. griffe), штемпель с образцом подписи или любым другим рукописным текстом, а также оттиск такой печати на документе. 

Чуть ниже креста располагается гирлянда. Обычно, это 2 полоски шелкового материала, несущие 2 основных цвета щита. 

Еще ниже креста и гирлянды располагался шлем. Форма шлема, как и форма щита за долгие годы претерпела много изменений — от шлема в форме конуса с полоской для носа, времен нормандского завоевания, до шлемов XV в., которые закрывали лицо полностью. С XVII в. форма шлема напрямую стала зависеть от конкретного ранга лица, который носил этот шлем. Шлем короля или принцев был из золота, спереди он был с металлическими полосами (у шлема короля было 5 полос, у шлема принца Уэльского — 7), шлем пэра был из серебра или из золота, с 5ю полосами в профиль, у баронов шлем был стальной без каких либо железных полос с большим обзором, у дворян и эсквайров низшего ранга, шлем был из стали, с узкой неудобной щелью для обзора.

Поддерживатели - фигуры, располагающиеся по двум сторонам щита. Поддерживатели присваивали гербу только для высшего ранга, например королю, высшему дворянству, пэрам. Поддерживателями могли быть как человек, так и зверь, птица или рыба. Обычно эта фигура несла какой-либо намек. К примеру, у Города Глазго, на гербе в качестве поддерживателей герба использовались два осетра. Поддерживателями могли так же быть и мифологические персонажи: 2 золотых единорога поддерживали герб Общества Аптекарей — тут содержался намек на то, что рога носорога способны лечить и очищать организм. Неодушевленными поддерживателями были горящие факелы, деревья и Геркулесовы столбы. Совсем не обязательно, что поддерживатели с двух сторон должны были быть одинаковыми, например, у королевского герба поддерживателями были с одной стороны лев Англии, а с другой стороны единорог Шотландии. 

Первые поддерживатели будто парили в воздухе, и лишь позднее они обрели твердое основание. Основание получило название - компартмент (от фр. comporter — нести) и было в виде полянки с зеленой травкой.

К шлему крепилось и развевалось сзади щита одеяние. 

Девиз был написан на ленте, которая была расположена ниже щита, так было в английской геральдике, на континенте лента располагалась наверху. Чаще всего девиз выражал основной  принцип, так же он мог содержать намек на имя владельца герба или благородные чувства.  

Предполагают, что одеяние могло возникнуть от защитного покрывала, которое спасло крестоносцев от солнца, а девиз — мог возникнуть от клича, который кричали перед схваткой 

От отца к сыну

 

Гербы передавались по наследству, но 2 человека одновременно не имели права иметь один и тот же герб. Гербы сыновей должны были обязательно различаться. Именно для этой цели  ввели отметки нисходящей линии. Отметки помещались на щите вверху герба. Они определяли не только иерархическое положение в семье, но и отличали разные ветви одной семьи. У самого старшего сына на щите был знак в виде узкой полосы с 3 ответвлениями, у более младшего сына на щите был полумесяц, и т.д.... После смерти отца герб его передавался по наследству старшему сыну, гербы остальных сыновей оставались неизменными. 

Женщины и геральдика

 

Дочери могли перенимать герб отца, но герб должен был быть изображен в рамке, которая имела форму ромба, герб изображался без шлема и креста. Если наследников мужского рода не имеется, наследницей герба автоматически становилась дочь. После замужества герб ее помещался на маленьком щите в центре герба мужа. В случае смерти мужа вдова должна была поместить свой брачный герб в ромб.

Лев являлся наиболее часто изображаемым животным на гербах. Орел — являлся наиболее важной птицей, используемой в геральдике. Вместе со львом, орел был самым популярным из представителей животного мира. С древнейших времен орел стал наиболее часто встречаемым имперским и государственным символом. Самым часто употребляемым растением была лилия. В британской геральдике наиболее важным на гербе растением является роза.

Печати древней Руси

 

1ые сведения о печатях содержат договоры Руси с Византией 10 века, текст которых был обнаружен в древнейшей летописи – «Повесть временных лет». В одном договоре, датированном 944 годом, говорится: Раньше купцы приносили золотые и серебряные печати, ныне же повелел ваш князь посылать нам грамоты, царям (византийским), те послы и гости, которые будут посылаться ими, пусть приносят грамоту…» 

Этот договор свидетельствует о замене ранее существовавшего без документального общения Руси и Византии, документальным. Но в этом договоре упоминались не печати, которые впоследствии в более поздние время скрепляли грамоты, а другие печати – те печати, что послы и купцы до 944 года показывали византийцам без каких-либо грамот. 

Что же это были за печати? 

 

Ученые предполагают, что они, скорее всего, заменяли верительные грамоты, печать являлась как бы удостоверением личности древнерусских купцов и послов. Разные предположения высказывались и о форме этих печатей: по мнению одних ученых, в роли печати выступали металлические бляхи или пластины, которые висели на груди у владельца, большинство же исследователей считают, что в роли печатей, выступали перстни. 

В самом раннем древнерусском законодательном памятнике – «Русской Правде» (10-13 вв.) – встречаются понятия «знамя» и «пятно» аналогичные термину «печать». Так, тут говорится о коне князя, на котором было «пятно», и о «княжеской борти», т. е. о дереве которое стояло на самой границе земельных владений, на нем было изображено княжеское знамя – знак. Как выглядели княжеские знаки, стало известно, благодаря различным археологическим находкам: ими найдено множество частей военного обмундирования, ремесленных изделий. В Новгороде, были найдены деревянные цилиндры, датированные 70-м гг., 10 века. На них были изображены княжеские знаки и надписи «княже». С помощью специального устройства, эти цилиндры закрывали мешки (подобно замку) с пушниной и сосуды, с серебром и золотом. Они использовались в обиходе и показывали не только принадлежность определенной вещи князю, но и гарантировали сохранность этой вещи. 

Вот почему считается, что в истории Древней Руси в ранний период, печать использовалась в качестве удостоверения личности. В финансовых предприятиях и в торговле, печати выполняли роль, пломб, клейм, и нормативных знаков, предназначенных для закрытия и запечатывания. 

Пломба – (от фр. Plomb свинец) пластина из свинца, жести с оттиском клейма (печати), которым опечатывают товары (упакованные), запертые двери и т. д.

Печати Государства Московского

 

Василий II в последние годы жизни пользовался восьмигранной печатью с изображением льва, терзающего змею, которая после смерти перешла к Ивану III, его сыну. Этой печатью (изменив имя) Иван III пользовался на протяжении 25 лет. Но когда возник вопрос об общегосударственной печати, Иван III выбрал другие эмблемы, наиболее точно соответствовавшие этому историческому моменту. На лицевой стороне был изображен всадник, поражающий своим копьём дракона, на другой (оборотной) стороне — двуглавый орёл, увенчанный коронами. Образец этой печати превосходно сохранился до нашего времени, при грамоте 1497 года. Правители Московского государства использовали ее на протяжении 16—18 столетий. 

Иван Васильевич Грозный, Внук Ивана III использовал ее для скрепления государственных документов и актов. В своём распоряжении он имел самые различные печати. При Грозном изменилась основная композиция государственной печати: всадник, поражающий своим копьем дракона, разместился на груди двуглавого орла. Грамоты, которые отправлялись за рубеж, имели при себе большую печать, на которой вокруг двуглавого орла изображались 24 эмблемы-печати царств и княжеств, входивших на тот момент в состав Московского государства. На другой стороне вместо всадника на груди орла был помещен единорог. Единорог часто встречается на печатях Ивана IV. Единорог был мифическим знаком могущества и силы. 

Рост территории Московского государства повлекло за собой увеличение кол-ва документации. До этого царскую или княжескую печать хранил 1 человек — печатник. В начале XVII века появился специальный печатный приказ. 

В XVII веке печати очень широко распространены ими пользуются многочисленные центральные и местные учреждения. Местные печати, например таможенные, на них изображение отсутствовало, а имелись только надписи. Печати сибирских городов (малых крепостей) были с фигурками пушных и др. зверей. Печати разных княжеств и земель были с различными эмблемами и символами, впоследствии эти эмблемы вошли в городские гербы. 

Во второй половине XVII века у русского царя было более десятка разных печатей. Они вырезались по мере усложнения царского титула в связи с присоединением новых земель. Восходящие на трон новые цари пользовались печатями своих предшественников, меняя лишь легенду, которая была съёмной, т. е. при изготовлении печати ее изготавливали отдельно от основного изображения.

Печати Российской Империи и СССР

 

В начале правления Петр I, по традиции применял старые печати, но потом приказал сделать новые. Печати отличались от предыдущих расположением гербов на крыльях орла и цепью ордена Святого Андрея Первозванного. Для новых печатей характерна краткость титула царя. Царь именовался как: «Пётр Алексеевич, царь и самодержец Всероссийский», «Пётр Первый, Божиею милостию царь и повелитель Всероссийский». 

Иоганн Гендлингер, известный европейский гравер, приехавший в 30е годы 18 века по приглашению великой императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербург, вырезал Российскую государственную печать с величественным двуглавым орлом, орел по своему величию соответствовал незыблемости мощи Российской империи. Эта печать, гравированная в высокохудожественной манере, прослужила русским монархам около 100-а лет, до окончания царствования Николая I. 

Изменились так же печати ведомств и учреждений. Ранее в 16—17 вв. на печатях изображения были символическими и отражали деятельность конкретного приказа. На новых печатях появилось изображение государственного герба — двуглавого орла. Местные символы и гербы расположились на городских печатях, такая печать учреждена была в каждом городе, по велению Екатерины II. 

Печать Временного правительства, созданную по эскизу известного графика Ивана Билибина в 1917 году, так же украшал двуглавый орёл, но он был без скипетра, державы и корон так же без всадника на груди орла и без гербов на крыльях орла. 

СССР отказалось от предыдущих государственных символов. Начиная с января 1018 года, началась работа над созданием новой печати. Новое руководство России придавало этому моменту очень большое и важное значение. Проект новой печати обсуждался много раз на заседаниях Совета Народных Комиссаров (СНК). Где-то в марте — апреле 1918 года наконец-то в роли изображения была выбрана эмблема «Серп и Молот». По заявлению В. И. Ленина из композиции был изъят меч. Окончательный же проект СНК утвердил в июне 1918 года. К этому моменту разрешились все споры по поводу девиза, который были принят в такой формулировке: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Приблизительно через 1 месяц вырезали новую печать. Все органы советской власти (центральные и местные) обязаны были применять эту печать с гербом РСФСР (затем СССР), в которую вошла эмблема - «Серп и Молот».

 

 

Система Orphus
facebook twitter vkontakte

Статус заказа

Обратный звонок